МОДЕРНИЗАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ
С целью повышения качества и надежности газового стыка , увеличения ресурса дизелей типа Д6 и Д12 (Ч15х18) в 1997 тоду внедрен в серийное производство модернизированный блок цилиндров типа Сб.503-00-21 (см.Рис.) , который включает в себя :
- чугунную рубашку цилиндров типа Сб.503-03-21 с индивидуальным подводом охлаждающей жидкости к каждому цилиндру , увеличенной жесткостью зоны газового стыка и межцилиндровых перегородок,дроссельным рядом отверстий перепуска жидкости из рубашки в головку ;
- втулку цилиндров (гильзу ) 503-07-4 с уширенным буртом и радиальным уплотнением посадочных поясов резиновыми кольцами (кольцо 303-12 круглого сечения на верхнем поясе и четыре кольца 20-03-51-1 прямоугольного сечения на нижнем поясе) ;
- индивидуальное кольцо газового стыка 20-01-52-03 из отожженой меди для каждого цилиндра взамен сплошной алюминиевой прокладки .
Модернизированная чугунная рубашка цилиндров типа Сб.503-03-21 внедрена взамен алюминиевой Сб.303-03-14 , чугунной Сб.503-03-3 и имеет следующие конструктивные исполнения :
- Сб.503-03-21 для дизелей типа Д6 , Д6Н , оснащена угольником (рымом) для транспортирования дизелей ;
- Сб.503-03-21-01 для правого блока цилиндров дизелей типа Д12 и Д12Н ;
- Сб.503-03-21-02 для левого блока цилиндров дизелей типа Д12 и Д12Н .
Рубашки по исполнениям -01 и -02 отличаются друг от друга выполнением дроссельного ряда на отверстиях перепуска жидкости из рубашки в головку .
Модернизированные блоки типа Сб.503-00-21 собираются с измененными головками Сб.1206-01-5 (правая) и Сб.1206-02-5 (левая) , имеющими удлиненные податливые сшивные шпильки и проточки в камерах сгорания для захода увеличенного по высоте бурта гильзы .
В связи с выполнением на рубашках ципиндров канала индивидуального подвода охлаждающей жидкости к цилиндрам изменились водяные трубопроводы подвода жидкости к блокам :
- для дизелей типа Д6 и Д6Н трубопровод 521-06-4 заменен на 521-06-7 ;
- для дизелей 1Д6БА , 1Д6ВБ , 1Д6КС , 7Д6ДС , 7Д6ДС-1 , 7Д6-150АФ трубопровод Сб.521-01 заменен на Сб.521-01-7 ;
- для дизелей типа Д12 и Д12Н трубопроводы 1221-06-4 и 1221-10-4 заменены на 1221-06-7 и 1221-10-7 соответственно ;
- для правого блока дизелей типа 1Д12В-300 , 1Д12КС , Д12ДС , Д12В , 7Д12А-1 трубопровод Сб.521-01-01 заменен на Сб.521-01-7-01 (с патрубком для подсоединения систем подогрева) ;
- для правого блока дизеля 1Д12БМ трубопровод Сб.1221-02 заменен на Сб.1221-02-7 (с патрубком для подсоединения системы подогрева) .
На водяном канале рубашек цилиндров со стороны первого цилиндра устанавливаются патрубки 1203Н-20 для подсоединения водяных трубопроводов , а со стороны маховика крышки :
- 1218-13-5 для дизелей типа Д6 и правого блока дизелей типа Д12 ;
- 1218-13-5-01 для левого блока дизелей типа Д12 ;
- 1218-13-5-02 для дизелей типа Д6Н и правого блока дизелей типа Д12Н ;
- 1218-13-5-03 для левого блока дизелей типа Д12Н .
На указанные крышки для подсоединения шлангов слива жидкости из охлаждающих выпускных коллекторов , отвода жидкости на турбокомпрессоры устанавливается штуцер 1218-40-100 (по одному на блок для дизелей без наддува и по два для дизелей с наддувом) .
Трубопровод подвода жидкости к тубокомпрессору для дизелей типа Д6Н 521Н-03-10 заменен на Сб.521Н-30-1 .
Трубпроводы подвода жидкости к турбокомпрессорам дизеля 1Д12Н-500 1221Н-28 и 1221Н-33 заменены на 1221Н-28-103 и 1221Н-33-103 соответственно .
На дизель-генераторах и электроагрегатах , оборудованных системами подогрева , изменен подвод горячей жидкости к блокам , трубопроводы подсоединены к водяным полостям выпускных коллекторов (со стороны маховика) вместо подсоединения к рубашкам блоков . На дизель-генераторах и агрегатах типа У34 , У41 и У94 подсоединение осуществлено с помощью патрубка 1218-20-1 , а трубопровод Сб.У34-17-03-1 заменен на Сб.У34-17-03-3 . На дизель-генераторах и агрегатах типа У36 , У42 и У96 - с помощью патрубков 1203-23-51 (левый блок) и 1203-24-51 (правый блок) , трубопровод подвода жидкости к левому блоку Сб.У36-17-06-2 заменен на Сб.У36-17-06-4 . Трубопровод подвода жидкости к правому блоку сохранен прежний .
Особенности сборки блоков цилиндров.
При сборке блока цилиндров с модернизированной чугунной рубашкой типа Сб.503-03-21 установка втулок цилиндров выполняется с монтажным зазором 0,02...0,06 мм . Превышение буртов втулок цилиндров над плоскостью рубашки после запрессовки должно быть 2,6 - 0,1 мм . Разномерность превышения буртов над плоскостью рубашки допускается не более 0,03 мм , а непараллельность (перекос) поверхности буртов не более 0,02 мм .
Для предотвращения срезания уплотнительных резиновых колец перед запрессовкой втулок цилиндров необходимо проверить наличие заходных фасок на расточках рубашки (ф164 мм) , обратить внимание на литые участки .
Кольца газового стыка необходимо устанавливать одного исполнения (одной группы по толщине) 20-01-52-03 (толщина 2,1+ 0,02 мм). Допускается установка комплекта колец исполнений 20-01-52 (2 + 0,02) и 20-01-52-04 (2,2+ 0,02) .
Установку собранного блока на дизель , затяжку гаек стяжных (анкерных) и сшивных шпилек необходимо производить в порядке и в соответствии с требованиями и рекомендациями , изложенными в руководствах по эксплуатации дизелей .
ВНИМАНИЕ ! При заказе модернизированных блоков цилиндров в сборе , их деталей и узлов необходимо обязательно указывать марку дизеля , для которого производится заказ , т.к. блоки в сборе , отдельные детали , а также водяные трубопроводы имеют конструктивные отличия в зависимости от марки дизеля .