РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И ЗАМЕНЕ ВКЛАДЫШЕЙ
Вкладыши коренные и шатунные подлежат замене при каждом капиталь-
ном ремонте дизеля. При замене шатунных вкладышей замена втулок верх-
ней головки шатуна обязательна.
Коренные и шатунные вкладыши в запасные части выпускаются по внут-
реннему диаметру с припуском на мехобработку (примерно 0,3 мм).
Коренные вкладыши растачиваются, вставленными в картер с одной уста-
новки (для обеспечения соосности всех 7 подшипников (опор) коленчатого ва-
ла), до размера ,обеспечивающего зазор в сопряжении "вкладыш- шейка к/вала"
0,07...0,11 мм (допускается зазор не более 0,15 мм). До расточки коренных
вкладышей необходимо проверить состояние поверхностей картера под вкладыши
и крышек коренных подшипников, их геометрию и соосность (особенно в случае
ремонта дизеля с выплавленными подшипниками). В случаях износа и дефектов
опоры расточить (с одной установки) до ближайшего ремонтного размера под
ремонтные вкладыши. Расточку производить при установленных крышках подшип-
ников, гайки крышек затянуть до заводских меток.
Расточка коренных опор под разные ремонтные размеры не допускается. После
расточки коренных вкладышей и укладки колечатого вала проверить легкость
его вращения. Вал должен вращаться от руки.
Шатунные вкладыши, втулки верхней головки шатуна, а также втулки ниж-
ней головки прицепного шатуна растачиваются в сборе с шатунами до размеров,
обеспечивающих зазоры в сопряжениях :
- 0,060...0,10 - "вкладыш - шейка к/вала" (допускается не более 0,153 мм),
- 0,050...0,081 -"втулка- поршневой палец" (допускается не более 0,10 мм),
_ 0,051...0,091 -"втулка- палец прицепнго шатуна" (допускается не более 0,1мм.
При этом необходимо выдержать параллельность осей головок, а также межосевое
расстояние между осями головок шатунов: 320 0,05 для главного шатуна и ша-
туна Д6, 238,4 0,05 для прицепного.
Втулки верхней и нижней головками шатунов запрессовываются с натягом
0,-44...0,064 (допускается натяг не менее 0,03 мм).
Подбор шатунных и коренных вкладышей производится после ремонта ко-
ленчатого вала, т.е. шлифовки коренных и шатунных шеек до ближайшего ремонт-
ного размера. Шлифовка шеек одного наименования под разные ремонтные размеры
не допускается.
В случаях необходимости замены нескольких шатунов на дизелях выпуска
до 1991 года необходимо заменить весь комплект в связи с изменением массы
вновь выпукаемых шатунов с "черным" стеблем.
При замене пальцев Сб304-21-1 прицепного шатуна на дизелях выпуска до
1988 года на пальцы 1204-21 повышенной жесткости (без внутренней полости, с
одним маслоподводящим отверстием, без фиксации штифтом) необходимо заменить
весь комплект пальцев, а также обязательно заменить комплект шатунных вкла-
дышей 3304-25/26 на вкладыши Сб1204=25/26 с маслоподводящей канавкой. Допус-
кается выполнение канавки в имеющихся вкладышах. При монтаже пальцев 1204-21
обязательно необходимо обеспечить соосность маслоподводящих отверстий в паль-
це и шатуне. При этом ориентацию производить по пазу на торце пальца и метке
на вкладыше главного шатуна.
Главные шатуны на дизелях типа Д12 правого вращения (см. со стороны пе-
редачи) монтируются в левом блоке, а на дизелях левого вращения в правом блоке.
В связи с прекращением производства поршней 504-05-11, 504-05-13,
504-05-17, а также колец для них при ремонте дизелей необходимо устанавливать
взаимозаменяемые комплекты поршней с подобранными кольцами типа Сб504-05-7
(3-х колечные) или Сб504-05-9 (4-х колечные). Последние предпочтительнее по
расходу масла на угар.
При малых количествах ремонтируемых дизелей поршни следует заказывать
в комплекте с кольцами: Сб504-05-7, Сб504-05-9 или их ремонтные размеры, т.к.
при небольшом количестве их затруднительно подобрать по канавкам. Компресси-
онные кольца 20-04-06-1 по толщине выпускаются разных групп, которые указы-
ваются (маркируются) на кольцах. Подбор компрессионных колец по канавкам про-
изводится таким образом, чтобы утопание кольца по отношению к образующей пор-
шня было в пределах 0.02...0,15 мм.